ZELLATON

Alexander VDOVIN | Nov 23, 2020 | 1 comment

ZELLATON - имя, которое многие знающие технари произносят с трепетом,

хотя бы из за того, что сама компания ведёт свою историю с 1932 года!
И она до сих пор занимает лидирующие позиции в производстве наверное лучших акустических систем в мире!
Как писал великий Пушкин:

«Служенье муз не терпит суеты, Прекрасное должно быть величаво»,
поэтому сначала немного исторически - технического экскурса,

а затем разберём «по косточкам» их самую младшую модель ZELLATON LEGACY!



Происхождение названия «ZELLATON» связано с одним из многих патентов,

которые немецкий физик, доктор Эмиль Подсзус получил в области изготовления динамических головок ещё аж в 1930 году!



Как изготовить лучший динамик в мире?
Решил это Эмиль Подсзус следующим образом.
Он соединил лёгкую переднюю диафрагму с пенисто-пластиковой подложкой,

получив при этом жёсткую и очень лёгкую конструкцию.

Но не всё так просто!
Итак, 9 июня 1930 года, господин Подсзус подал самый первый патент на так же

самый первый в мире вспененный сэндвич-конус.
В те ранние годы он начинал с веществ, пропитанных лаком и смолой

для придания материалу твердости, а уже позже экспериментировал с мембранами различной толщины.
В итоге, раствор оказался застывшим слоем пены на подложке из пузырьков разного размера.
Стенка мембраны оказалась ультра тоненькой.
Изменяя мембранные стенки спереди и сзади,

а также количество и тип основного наполнения,

Эмиль Подсзус мог дополнительно оптимизировать звукопроводимость, демпфирование, а также твердость и жесткость материала.
Следующим шагом в правильном направлении было использование эластичных пластиковых пленок для звуковой катушки и центрирующего кольца,

конструкция которых позволила ему значительно улучшить импульсные характеристики.

Основная задача была улучшить качество звука

и в первую очередь в головных телефонах-наушниках.

Тогда Германия (между мировыми войнами) находилась на пике по разработкам и производству всевозможных синтетических материалов.
Пластмасс другими словами.
В то время как технический прогресс в Германии росс и производство пластмасс увеличивалось (и всё это находило применение у компаний производителей),

создание сэндвич драйверов по сути оставалось единичными и не могло иметь массового распространения.



Глобальный прорыв Эмиля в его творениях произошел в 1950 году, когда он наблюдал за своей женой, когда та жарила на кухне яичницу!
А не всё ли гениальное должно рождаться именно так!
«Мне необходимо использовать пену другого типа

в качестве основы для моих конусов», - решил в этот момент Эмиль.
И вот наконец он нашёл тот материал, который относительно легко может вспениваться

и быть исключительно стабильным и устойчивым к влаге и теплу.
Этот прорыв был достигнут за счет приведения определенной смеси красок

в контакт с одним из типов порохового газа.
В результате чего в определённый момент состав начал набухать,

в конечном итоге сформировав желаемый слой крошечных пузырьков воздуха.
Полученный материал и назвали "ZELLATON".

Использовав перевернутый уличный помойный бак, который стал тогда его первой печью,

Эмиль начал запекать в ней различные слои этого нового материала и соединять затем их в одно единое твердое целое!
И вот «производство» началось!
И началось с этого реально трудоемкого процесса.
В конечном итоге, благодаря интересу со стороны руководства компании Siemens, и последующему крупному заказу (10 000 динамиков),

производство было продолжено.
Да ещё как!
Эмиль решает переехать из Восточной Германии в Западную.
Там он всё начинает заново уже вместе со своим помощником, которого зовут Герлих.
Теперь уже они используют обычную для всех нас духовку при процессе выпечки диффузоров.
В конце концов всё это привело к созданию фирмы «Podszus-Görlich»!



Часто так бывает, что многие успешные торговые марки постепенно угасают,

когда уходят их основатели.
Получается так, что настоящих преемников нет, а если и есть, то им не хватает таланта и настоящей страсти к своему делу.
К счастью, в семье Подсзусов этого не произошло.
Потому что после Эмиля его сын Курт, а затем и внук Мануэль взяли на себя гордое знамя

и бренду удалось еще больше усовершенствовать и продвинуть свои технологии.
Особенно знаковым был период с Куртом!
Бренд тогда приобрел свое легендарное имя в High End Audio сегменте,

производя динамические головки,

которые затем использовались в швейцарских репродукторах Ensemble.
А с приходом Мануэля фирма получает еще один мощный технологический импульс!


Поскольку известная ныне мембрана из твердого пеноматериала в основном подходила для воспроизведения низких и средних частот,

фирме давно не хватало достойного,

подходящего по всем параметрам и именно своего твиттера.
И тут Мануэля выручает его высококвалифицированный технический опыт работы с двигателями Bosch, Faulhaber и Daimler.

Отрывок из моей беседы с Мануэлем Подсзусом:
«Я родился в 1958 году и окончил среднюю школу в возрасте 17 лет.
После получения степени инженера-механика в Берлинском техническом университете я работал внештатным сотрудником в таких компаниях,

как Bosch, Mercedes Benz, Faulhaber Motoren и Mannesmann.
В мои задачи входило проектирование, разработка сборочно-измерительных приборов, а также узлов автоматизации.
Я стараюсь всегда использовать передовые технологии.
Например, я разработал для Daimler AG устройство для трехмерных измерений

на дверях автомобилей, требующих чрезвычайно низких допусков.
Позже я занимался разработкой микро-роботов.
Во всем стремлюсь найти идеальное решение.
Когда я был подростком и энтузиастом музыки, я построил компактные колонки с четырьмя мидбасовыми динамиками Podszus-Görlich,

которые используются и по сей день.
После этого я построил ещё две колонки,

каждая из которых имела по 12 мидбасов Podszus-Görlich.
В своем стремлении к совершенству я всегда хотел воплотить свое видение в реальность.
На деньги, заработанные во время учебы, я купил свою первую Hi-Fi систему,

которую постоянно дорабатывал, чтобы она была самой современной.
Я унаследовал изобретательный дух своего деда,

которому принадлежало более 100 патентов.
И всегда рассматриваю, казалось бы, неразрешимые задачи как вызов

и сосредотачиваюсь на гениально простых решениях, таких,

как например шунт в конвейерной системе.
Многие изобретения моего деда касались громкоговорителей и диафрагм.
Он был провидцем.
Сейчас я стремлюсь претворить их в жизнь, опираясь на его наследие.
Ведь ZELLATON существует с середины 1930-х годов, а я вот уже более 35 лет,

стараюсь (надеюсь, что успешно) совершенствовать его разработки».

А теперь, давайте вернёмся к теме фирменного твиттера.
Мануэль в те годы много экспериментирует с уже знаменитыми технологиями

его деда Эмиля для выпечки различных небольших диффузорчиков.
Однако разработка твиттера с использованием технологии жесткого пенопласта

оказалась более сложной задачей, чем ожидалось и потребовались десятки лет,

прежде чем все технические проблемы были решены.
Мембрана высокочастотника должна была весить значительно меньше 0,2 граммов!
Многочисленные формы, геометрии, размеры и покрытия были протестированы

для достижения конечной цели - создания идеального твиттера!
Экспериментируя с напряженностью магнитного поля, жесткостью конуса,

проводимостью звуковых катушек, типами используемого клея,

размером пузырьков в мембранах, результат наконец то был достигнут!



Мануэль Подсзус:
"Изготовление чрезвычайно легкой диафрагмы для полноконусного твитера

было реальной проблемой,

не говоря уже о достижении линейной частотной характеристики.
Это тогда казалось практически непреодолимым препятствием,

особенно когда дело дошло до обеспечения ее стабильности при массовом производстве.
Но уделяя пристальное внимание,

соблюдению всех основных условий в процессе производства,

мы наконец смогли гарантировать оптимальную структуру пены,

которая состоит из мельчайших пузырьков с чрезвычайно высокой жесткостью".



Процесс оказался настолько кропотливым что,

чтобы наконец подержать на ладони уже готовый маленький шедевр,

фирма тратит недели на каждый драйвер!!!
А клеи для изготовления, перед этим тестируются несколько месяцев.
И как итог, их знаменитый классический высокочастотник

это маленький драйвер 5,8 см в диаметре, формой истинного конуса

(а не купола или инверсионного купола) с миниатюрными рёбрами жёсткости,

весом примерно 0,16 грамм и магнитным потоком 20,000 Гаусс!
Уже нарисовали это в голове?
В точку!
Даже представить трудно сколько кропотливого человеческого труда сюда вложено!
Есть подлинные документальные фотоматериалы, где показано множество контейнеров,

заполненных горой испорченных динамиков, как свидетелей тех усилий, что потратила ZELLATON на поиск своего идеального твиттера!
Многие аудио журналисты сравнивают производство динамиков на ZELLATON

с производством высокоточных и дорогостоящих швейцарских часов!
Кстати, кое что фирма делает и для компании Rolls-Royce!

Мануэль Подсзус до сих пор участвует в производстве.
Сейчас он конечно применяет более совершенные материалы

(как и использование неодимовой магнитной системы + звуковой катушки

из титановой фольги), но базовая формула изготовления динамиков осталась прежняя.





Мануэль:
«На сегодняшний день мы с Майклом Швабом являемся акционерами

и управляющими директорами ZELLATON GmbH - и в этом качестве я отвечаю за исследования и разработки.
Сейчас мы достигли сенсационного уровня качества звука,

который вызывает восторг у профессионалов и любителей музыки во всем мире.
Мы также считаем, что акустические системы от ZELLATON - это реальная инвестиция на всю жизнь!»

Итак, на сегодняшний день классический динамик ZELLATON

это многослойный сэндвич - конус.



Спереди это ультра тонкий слой алюминиевой плёнки

(0,006 мм у твиттера например - при весе 0,18 грамм),

покрытой слоем специальной запатентованной бумаги.
Под плёнкой идут несколько слоёв (слои варьируются в зависимости, какой это драйвер)

запекаемой сверх-жёсткой пены.





Немаловажно уточнить, что используемая алюминиевая плёнка

отличается по толщине для каждого диапазона частот.
Если внимательно присмотреться то можно заметить,

как мельчайшие пузырьки пены проступают через слой плёнки,

подобно мельчайшим неровностям, обнаруживаемым в драгоценных камнях.

Диффузор получается очень жёсткий и лёгкий.



Во всех драйверах используются титановые высокотемпературные звуковые катушки.
Отклик у такого динамика мгновенный.
Многие называют его идеальным!!!





Каждое такое произведение инженерного искусства

подвергается многочисленным контрольным измерениям и точной настройке,

а его частотная характеристика регистрируется и документируется.
Пары подбираются с самыми высокими допусками.
В принципе основная особенность звука акустических систем

этой небольшой мюнхенской фирмы заключается в том,

что акустика звучит как идеальный, точечный источник звука.

 

Продолжение следует... подробно о ZELLATON LEGACY!

 

Александр Вдовин
 

 

Комментарии  
Драйвер / pilot067@bk.ruОтличная статья! Акустика на самом деле прекрасная!
Ваше имя: *
E-mail адрес:
Текст комментария: *
Антиспам код: *
На правах рекламы
О компании
Регулярные независимые видео тесты и обзоры из мира о High End акустики с 2014 года.
125315, Россия, г. Москва
ул. Малыгина, д. 9
+7 985 767 19 69
technicalpie@yandex.ru
Рекламодателям
Мы готовы предложить гибкие и взаимовыгодные условия размещения рекламы на нашей площадке.
Подробнее…
Мы в соцсетях